Во всех больших мостах были применены деревянные пролетные строения так называемой системы Гау — с деревянными поясами и раскосами и металлическими вертикальными тяжами. Система эта была предложена и внедрена в практику американским инженером Уильямом Гау, запатентовавшим ее в 1840 г.
Многие строительные компании приобрели патент Гау. В Северной Америке и других странах были построены сотни мостов с фермами этой системы. Однако сам изобретатель не знал точных расчетов, сечения элементов назначались им эмпирически и при этом обычно делались одинаковыми по всей длине пролета, что противоречит распределению усилий. Точный расчет ферм системы Гау разработан в середине 1840-х гг. видным русским инженером Д. И. Журавским.
Веребьинский виадук состоял из девяти пролетов длиной по 49,5 м, перекрытых неразрезными фермами. Журавский не только впервые применил точные расчеты при проектировании ферм системы Гау, но и внес ряд изменений и новшеств.
Наиболее важным было то, что впервые в мировой практике была применена столь длинная (девятипролетная) неразрезная ферма. Анализируя конструкцию Веребьинского виадука, известный историк русского мостостроения, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Л..Ф. Николаи писал: «В отличие от американских образцов, Журавский, для удобства ремонта, находил выгодным применять фермы с несколькими пересечениями раскосов; ввиду же необходимости по конструктивным соображениям увеличивать ширину поясов около опор, Журавский признал полезным так видоизменить условия передачи усилий, чтобы пояс работал полным сечением над опорами, что и побудило его проектировать в разрезные фермы». Деревянные фермы, сконструированные Журавским, оказались значительно рациональнее американских, совпадая с ними лишь в компоновке решетки.
Опоры Веребьинского виадука были в нижней части каменными, а в верхней представляли решетчатые деревянные башни рекордной для того времени высоты — до 50 м.
Места опирания ферм на башни-опоры усиливались системой подкосов: опоры, таким образом, в известной мере вовлекались в работу ферм на изгиб, как бы «помогая» им, увеличивая реальный запас прочности сооружения.
Девятипролетный Митинский мост, сооруженный под руководством инженера С. Ф. Крутикова, имел фермы аналогичной неразрезной девятипролетной конструкции, но его пролеты были больше — по 61 м, а деревянные башенные части опор обшиты железом.
Деревянные фермы системы Гау — Журавского были применены и в ряде других мостов на Петербургско-Московской железной дороге: через Волхов (пять пролетов по 51 м и один разводной 10 м, инженер В. И. Граве), через Волгу (3 пролета по 59,6 м, инженер Н. И. Антонов), через Тверцу 3 пролета по 59,6 м, инженер Кальман) и др.
Все мосты были двухпутные, а в поперечном сечении их пролетные строения состояли из трех ферм. В зависимости от возвышения мостов над водой применялись пролетные строения с ездой и понизу, и поверху, и посередине. Малые мосты имели деревянные пролетные строения балочных и подкосных типов.
Два моста на этой дороге — через Обводный канал на границе Петербурга (1848 г.) и через р. Славянку —имели фермы системы Гау, но с железными поясами: хотя их раскосы оставались еще деревянными, тем не менее это был первый шаг к конструированию металлических ферм, которые спустя несколько лет получили повсеместное распространение.