Императорский мост в Ульяновске

Императорский мост в Ульяновске

Императорский мост в Ульяновске – автомобильная и железнодорожная переправа, соединяющая берега Волги в районе Куйбышевского водохранилища.

Строительство Императорского моста

Мост через реку Волгу в Ульяновске (бывшем Симбирске) построили только в начале XX века. Строительство приурочили к 300-летию царствования дома Романовых, которое пышно отмечалось в России, поэтому мост назвали Императорским.

Летом с одного берега Симбирска на другой переправлялись на пароме через канал, зимой ждали санного пути по льду. Осенью и весной в распутицу связи с другим берегом не было.

В конце XIX века к Симбирску подвели железнодорожные пути. Для переправы через Волгу премьер-министр Петр Столыпин предложил построить железнодорожный мост.

В конце 1910 года император Николай II подписал указ о строительстве моста, выделив огромную сумму – 15 миллионов рублей. Российские газеты писали, что это крупнейший мост Европы.

Особенности возведения сооружения

Автор проекта инженер Николай Аполлонович Белелюбский задумал мост как железнодорожную переправу. Строительство, начатое 3 марта 1913 года, протекало с небывалым успехом, завершить его планировали через 2 года.

Здесь применялись новейшие методы работы и современная техника: кессоны – водонепроницаемые камеры, открытые снизу, внутри которых дно реки освобождается от воды. А также – мостовые краны, компрессоры и экскаваторы. Сварка не использовалась: на мосту все крепилось заклепками, которых понадобилось больше миллиона штук.

На строительстве применяли ручной труд 3700 рабочих, кроме жандармов и охранников моста, технического надзора и речной охраны. За время строительства моста, который с гордостью показывали иностранцам, ни один рабочий не пострадал.

Императорский мост в Симбирске

Материалы везли со всей России по специально проложенной к месту строительства узкоколейке. Стальные конструкции изготавливали в Донецке, а гранит для облицовки опор везли с Урала. Ввод Императорского моста в эксплуатацию задержали два происшествия.

Происшествия во время строительства

7 июля 1914 года по неосторожности рабочих случился пожар. В кучу сухого хвороста упала раскаленная добела заклепка. Своими силами предотвратить пожар рабочие не сумели. На площади 10 соток разлилось море огня, который переплавил в бесформенную массу пролетные строения из кованого железа, и мост обрушился. Ущерб, который некому было возмещать, исчислялся 2 миллионами рублей.

29 мая 1915 года со стороны правого берега Волги произошел оползень, который разрушил 8 построенных опор и железнодорожные пути. На восстановление ушло 18 месяцев.

Разрушения моста

Через 1307 дней после начала строительства, 5 октября 1916 года сооружение, названное «Мост Императорский Его Величества Николая II» сдали в эксплуатацию. Праздничное катание по мосту и высокопоставленных особ, и рядовых горожан продолжалось до вечера. После революции 1917 года Императорский мост стал мостом Свободы, хотя чаще его называли Ульяновским

Реконструкции в разные годы

В 50-х годах при строительстве Куйбышевской ГЭС и образовании водохранилища уровень судоходного горизонта в Волге увеличился на 8 см, поэтому мост перестроили. Укрепили опоры и переход, сооружение удлинили и устроили 2 автомобильные полосы. Обновленный мост открыли в 1958 году.

Для реконструкции в новом стиле Императорский мост (историческое название вернули в 2009 году) закрыли с 2003-2010 годы. Строительная компания «Мост» заменила новыми дореволюционные конструкции моста, отремонтировали опоры и устои.

Современные опоры

В августе 2016 года, перекрыв движение помосту с 9 вечера до 5 часов утра уложили щебеночно- мастичный асфальтобетон.

Осенью 2009 года в 5 км выше по Волге открыли автодорожный мост, который строили с 1986 года и назвали Президентским. Императорский мост с тех пор в народе стали называть Старым.

Въезд

Технические характеристики Императорского моста

  1. Мост балочной конструкции.
  2. Длина сооружения – 2111 метров.
  3. Длина основного пролета– 158,5 м.
  4. По мосту проходит Куйбышевская железная дорога и автомобильное сообщение в 2 полосы, в том числе – движение городского общественного транспорта.
  5. По сторонам моста – консоли ЛЭП.
  6. Глубина Волги с северной стороны моста – 26 м, с южной стороны – 32,4 м.
  7. Глубина в районе судоходного пролета моста – 26,1м.
  8. Габаритная высота судоходного пролета – 13,8 м. Это самый малый габарит среди волжских мостов.

Ремонт моста в Ульяновске

Авария с крушением теплохода

5 июня 1983 года прогулочный теплоход «Александр Суворов» из-за халатности экипажа на полном ходу зашел в несудоходный пролет и ударился о мост надстройкой судна.

Удар мгновенно срезал верхнюю палубу и кинозал, забитый людьми. Пролет моста и железнодорожное полотно сместились на 40 см в то время, когда по мосту со скоростью 70 км\час шел грузовой поезд. 11 из 53 вагонов состава сошли с рельсов.

Современный мост через Волгу

На теплоход обрушились бревна, уголь, упала цистерна с бензином. Живые люди тонули под грохот и крики. Много раненых на корабле в больницах не удалось спасти: угольная крошка, попадая в раны, окрашивалась кровью и становилась невидимой, неся смерть.

Суд приговорил капитана корабля к 9 годам лишения свободы. Теплоход и мост восстановили. В память о жертвах трагедии перед мостом с северной стороны правого берега Волги 31 мая 2000 года установили железный 12-метровый православный крест.

Видео: Императорский и Президентский мосты

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (40 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...