Содержание
Флоренция – итальянский город на реке Арпо, в прошлом – центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи. На площади Питти во Флоренции красуется самый большой и великолепный дворец в городе – Палаццо Питти.
Возникновение Палаццо
В XV веке во Флоренции власть принадлежала семье Медичи. Герцог Козимо Медичи, крупнейший банкир, не выставлял напоказ своё величие. Дворец, в котором жил правитель, изнутри покорял роскошью и богатством, хотя внешне выглядел скромно.
Преданный друг семьи, флорентийский банкир Лука Питти, тайно завидовал другу и мечтал построить дворец, который по красоте и величию превзошёл бы каждый из домов Медичи.
Строительство дворца, проект которого поручили Луке Франчели, началось в 1458 году. На стройку, которая ошеломляла своими размерами, принимали всех, даже преступников. Работа кипела днём и ночью без праздников и выходных.
Дворец и время
В 1472 году Лука Питти умер, так и не увидев завершения строительства. Семья банкира жила в недостроенном дворце и к тому времени обнищала. В 1549 году дворец выкупил великий герцог Тосканский Козимо I и подарил его своей жене Элеоноре Толедской.
Герцогиня, мечтавшая о просторном и светлом доме, приказала расширить новые владения, так что площадь дворца увеличилась в 2 раза. В 1565 году архитектор Джорджо Вазари построил коридор, соединивший палаццо Веккью, где проходили заседания правительства, с палаццо Питти, куда переехала семья Медичи.
Землю позади палаццо выкупили и разбили парк, обустройством которого занимались известные архитекторы того времени.
В 1737 году, когда род Питти окончательно пресекся, дворец перешёл в собственность герцога Лотарингского. Дальнейшие события сложились так, что с 1865-1871 годы во дворце Питти жил король Италии Виктор-Эммануил II. В 1919 году его внук национализировал здание и подарил Италии.
Палаццо и прилегающие к нему сады разбили на несколько музеев и галерей искусств. К публичному осмотру открыли 140 помещений. В настоящее время палаццо Питти – крупнейший музей и историко-архитектурный комплекс Италии.
Архитектурные особенности палаццо Питти
Палаццо Питти – мрачноватое трехэтажное здание, напоминающее крепость. Дворец отделан снаружи грубым рустовым камнем, который придаёт палаццо могущественный, но суровый вид. Фасады, выложенные четырехугольными плотно прилегающими друг к другу камнями с неотёсанной передней стороной, в то время появлялись только у герцогов.
Лука Питти, нарушив неписаный закон, стремился приравнять себя к правящей элите. Банкир приказал сделать окна своего палаццо (дворца) такого размера, как двери во дворце Медичи, а внутренний двор по площади равнялся бы территории палаццо герцога
Центральная часть здания – кубической формы, к ней примыкают двухэтажные пристройки. Каждый ярус по длине ограждён балюстрадами. Во внутренний двор ведёт огромный входной портал.
Здание, чётко разделённое на три этажа, построено без внешних украшений. Только ярусы нижнего этажа украшают львиные каменные головы с коронами. Каждый верхний этаж здания высотой более 10 метров меньше предыдущего, так что дворец как бы уходит ввысь.
Позднее боковые входные двери палаццо заменили напольными окнами, пространство двора украсили полукруглыми арками, пилястрами и колоннами.
Рядом с дворцом – монументальная зелёная зона площадью 45 000 квадратных метров. Прямые, увитые зеленью аллеи, ведут в тайные гроты, а деревья соседствуют в компании статуй и фонтанов. Центральное место парка – амфитеатр, выполненный в виде подковы, где летом проходили праздники.
Музеи Питти
Музейный комплекс Питти объединяет крупнейшие галереи.
Музей серебра
Здесь хранится коллекция изделий из серебра и золота, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней, демонстрируется богатство герцогского двора. Украшения и предметы быта, персидские вазы и вазы XIV века из Византии и Венеции – свидетельство роскоши герцогского дома.
Изюминка коллекции музея – миниатюрная копия площади Синьории, отделанная золотом и серебром.
Палатинская галерея
Залы галереи посвящены римской мифологии. Античные статуи богов Марса, Аполлона и Венеры – достойный фон пышного интерьера галереи. Интерьер украшают картины знаменитых художников: Тициана, Рубенса, Ван Дейка и Караваджо. Здесь самая большая коллекция картин Рафаэля – 11 полотен.
Музей костюмов
Музей хранит 6000 костюмов и элементов гардероба, роскошных нарядов и изысканных дамских туалетов XV-XVIII веков. Одежда и аксессуары, обувь и ювелирные украшения, нижнее дамское бельё и свадебные наряды невест демонстрирует музей.
Здесь можно увидеть повседневные и торжественные платья герцогинь, выполненные из разных материалов, ажурные зонтики и шляпы от солнца. Ценность музея – похоронные костюмы семейства Медичи.
С годами в коллекцию вошли костюмы театра и кино, предметы гардероба известных личностей и произведения итальянских дизайнеров одежды. Платья, сшитые для звёзд итальянской эстрады, декорированы вышивкой, бисером и кружевами.
Музей карет
Здесь демонстрируются средства передвижения итальянских монархов и знатных горожан. Интересны резные и лепные украшения карет и коллекции старинных кнутов. Транспортные средства итальянских правителей разных времён завершают коллекцию.
Музей фарфора
Музей фарфора хранит знаменитые столовые сервизы, принадлежавшие династии Медичи. Здесь – севрский фарфор и мейсенский, античные керамические коллекции и статуэтки из фарфора.
Галерея современного искусства
Галерея, расположенная на втором этаже, славится коллекцией картин и скульптур с конца XVIII века до Первой мировой войны. Элегантные залы, в которых жили великие герцоги, украшены коллекцией работ художников группы Маккьяоли конца XIX- начала XX веков. Флорентийские художники пишут в необычной манере цветными пятнами. Особо знамениты их пейзажи.
Дворец Питти помогает разобраться в особенностях культуры и приоткрывает двери в повседневную и публичную жизнь нескольких поколений великих герцогов Тосканских.