Содержание
Цимбалинский мост в Санкт-Петербурге — это не памятник архитектуры и не образец выдающейся инженерной мысли. Его даже сложно назвать достопримечательностью. Однако это один из старейших путепроводов «северной столицы». Сейчас он соединяет улицы Белы Куна и Цимбалина, нависая над путями сортировочной станции Октябрьской железной дороги. Он уже отметил свое 110-летие и находится в ожидании масштабной реконструкции.
Конструктивные особенности моста
Общая длина Цимбалинского моста — 300 м. Его главная особенность заключается в разделении земляной насыпью на две части. Западная часть пересекает ж/д пути на Москву, восточная — нависает над товарными путями и выполнена в виде четырех арочных пролетов.
Для автотранспорта путепровод предусматривает две полосы движения, разделенных барьером. Пешеходы могут передвигаться по двум тротуарам, расположенным по обе стороны от мостовых пролетов.
Интересный факт! У этого путепровода нет официального названия. Цимбалинским его назвали в народе.
История путепровода
Цимбалинский мост был сооружен еще в 1910 году, о чем свидетельствует хранящаяся в РЖД справка о введении в эксплуатацию.
Первоначальные арочные пролеты моста имели деревянное покрытие. Удивительно, но они пережили даже Великую Отечественную войну. За все ее годы путепровод не получил серьезных повреждений, хотя и был стратегическим объектом, располагался в непосредственной близости от воинской части.
Строительный бум 1960-х годов вдохнул в Цимбалинский мост вторую жизнь. Путепровод стал востребованным среди местных жителей и вскоре потребовал реконструкции.
Работы длились с 1968 по 1970 год:
- деревянное покрытие с арочных пролетов заменили на бетонные плиты и асфальт;
- заменили поперечные конструкции и увеличили высоту моста, чтобы облегчить проезд транспорта;
- вывели пешеходные дорожки за габариты пролетов;
- соорудили новую насыпь для заезда транспорта со стороны улицы Белы Куна.
В 1972 году по путепроводу пустили первые автобусы, которые возили местных жителей к ближайшей станции метро.
Популярность Цимбалинского моста росла и с каждым годом через него проезжало все больше транспорта. Пропускная способность при этом оставалось неизменной, да и капитального ремонта сооружение больше не видело. В лучшем случае это был точечный ремонт асфальтового покрытия.
В результате свой 100-летний юбилей путепровод встретил не в самом лучшем виде — с многочисленными очагами коррозии, разбитым покрытием и маленькой пропускной способностью.
Цимбалинский путепровод в настоящее время
К масштабной реконструкции Цимбалинского моста до сих пор никто не приступил. И тому есть несколько причин.
РЖД и власти Санкт-Петербурга долго не могли определиться с юридической принадлежностью путепровода. В РЖД настаивали на том, что реконструкция автомобильных мостов не входит в их компетенцию. Власти отвечали тем, что мост не числится у них на балансе, а механизма передачи такого сооружения городу нет.
Потом решение проблемы вроде бы нашлось, но остро встал вопрос финансирования. Еще несколько переговоров привели к тому, что РЖД и власти «северной столицы» решили выделить по 50 % от стоимости проекта. После реконструкции Цимбалинский мост будет передан на баланс города.
Интересный факт! Реконструкция путепровода может обойтись РЖД и бюджету Санкт-Петербурга примерно в 4,5 миллиарда рублей.
На некоторое время вопрос реконструкции был отложен из-за попытки горожан и краеведов признать путепровод выявленным памятником. Однако она не увенчалась успехом.
Экспертная группа Комитета по охране памятников истории и культуры осмотрела Цимбалинский мост и пришла к выводу, что он не представляет ценности для города. В результате реконструкции 1968 года и множества последующих мелких ремонтов путепровод утратил первоначальный вид, а его конструктивные особенности не отличаются уникальностью.
По последним данным договоренность РЖД и властей Санкт-Петербурга о совместном финансировании ремонтных работ остается в силе. Только по оценкам некоторых специалистов это может занять от трех до семи лет.