Первый в России большой мост с арками из сварочного (ковкого) железа был сооружен в Москве в 1853—1859 гг. по проекту инженеров А. В. Августиновича и М. А. Данилова. Он сменил обветшавший Большой Каменный мост через р. Москву, возведенный еще в конце XVII в.
Новое сооружение, унаследовавшее прежнее историческое название, состояло из трех пролетов. На каменные опоры опирались железные арки с решетчатым надарочным строением (отметим, что это был один, из первых в мире железных арочных мостов столь значительных размеров). При утверждении проекта отмечалось, что мост спроектирован по «дешевейшей и красивейшей системе».
Пропорциональный строй моста был выбран в соответствии с закономерностями, выработанными мостостроением периода классицизма: продольный профиль проезжей части имел продольные уклоны, сопряженные над средним пролетом плавной кривой, и поэтому средник пролет (38,3 м) был немного шире боковых (31,9) при равенстве отношений .
Новый Большой Каменный мост, повторяющий компоновку трехпролетного деревянного арочного Москворецкого моста, возведенного в 1830-х гг., но более совершенный по конструкции, гармонично вписался в панораму реки вблизи Кремля, перекликаясь с силуэтом Москворецкого моста. В этом сказалось продолжение градостроительных приемов, восходящих к традициям классицизма.
Камень продолжали широко использовать в конструкциях труб, но строительство каменных мостов к этому времени резко сократилось: их строили только там, где под рукой были большие запасы строительного камня — в Крыму, на Кавказе, на Урале. Некоторые из этих сооружений сохранились и продолжают эксплуатироваться, в их числе трехпролетный мост в Екатеринбурге, построенный в 1839—1840 гг. местным архитектором Э. X. Сорториусом.
Выразительный архитектурный облик и ««почтенный» возраст этих мостов делают актуальной постановку вопроса о том, чтобы они были тщательно обследованы и взяты на учет (а иногда под соответствующую охрану) как памятники архитектуры.