Одним из самых крупных и технически прогрессивных был городской Александровский мост через Вислу в Варшаве, построенный С. В. Кербедзом в 1858—1864 гг. Он состоял из шести пролетов по 74,7 м, перекрытых двухпролетными неразрезными фермами с ездой понизу. Мост отличался новизной технических решений.
Опоры были возведены с помощью кессонов (первый пример в России и один из первых в мировом мостостроении). Как и у моста через Лугу, сжатые раскосы ферм получили повышенную жесткость. В этом сооружении была впервые применена и новая конструкция поперечных балок, позволяющая создать в элементах фермы более четкое распределение усилий, приближающееся к расчетному
Компоновка моста и выбор типа пролетного строения были однозначно продиктованы утилитарными соображениями. В инженерно-техническом отношении мост был, действительно, рационален: выбор пролетных строений с ездой понизу уменьшил высоту подходов, а конструкция решетчатых ферм, апробированная строительством железнодорожного моста через Лугу, считалась тогда и наиболее удобной для постройки.
Последовательный (хотя и односторонне утилитарный по своей сути) рационализм композиционного мышления проявился и в равномерной разбивке на пролеты, и в параллельности поясов ферм (это упрощало их сборку).
Очевидно, при проектировании Александровского моста эстетические проблемы не ставились. Создатель моста рассматривал его строительство как задачу сугубо инженерную и выполнил ее, действительно, удачно — исходя из-за возможностей мостостроительной техники того времени, проявив в решении технических вопросов ясность и прогрессивность технического мышления.
Современники приветствовали постройку моста, впервые надежно соединившего берега Вислы и способствовавшего градостроительному развитию Варшавы.
Аналогичные по конструкции шоссейные и городские мосты появляются в тот период в большом количестве как за рубежом (например, Шоссейный мост через р. Которосль в Ярославле. 1877 г.
Довольно типичным примером является однопролетный шоссейный мост через р. Которосль (1877 г.), его ферма, пролет которой равен 74,5 м, — одна из наиболее крупных конструкций такого типа в России. «Решетчатые» фермы неразрезного типа с ездой понизу были применены и в нескольких мостах, построенных в Москве.
В 1860-х гг. был сооружен Дорогомиловский мост (три пролета по 43 м), в 1870-х — Большой Краснохолмский и Крымский, состоящие каждый из двух пролетов по 64 м 54. Конструкция ферм этих мостов близка к фермам моста в Варшаве, но торцевые части ферм были оформлены декоративными порталами. Подобный прием был использован и в двух городских мостах в Орле.