бородинский мост старое фото

Бородинский мост в Москве

Новые методологические принципы, получившие развитие в Петербургском мостостроении на рубеже 1910-х гг. и отразившие градостроительные и идейно-художественные искания неоклассики, оказали определенное влияние на архитектуру городских мостов, проектировавшихся и для других городов России. Особенно ярко это проявилось в облике нового Бородинского моста в Москве, сооруженного в начале 1910-х гг.

 

Стоявший на этом месте Дорогомиловский мост, построенный в начале 1860-х гг, ни габаритами, ни обликом не отвечал новым требованиям. Его многораскосные фермы не только не обеспечивали необходимую ширину проезда, но и не соответствовали тем новым представлениям об архитектуре городских мостов, которые сложились в начале XX в.

Конкурс на строительство Бородинского моста

 

В конце 1900-х гг. был проведен конкурс на проект нового моста. Требовалось спроектировать не только более широкий мост, отвечающий транспортным потребностям XX в.: новое сооружение было задумано как своеобразный мост-монумент, мост-мемориал, посвященный памяти героев Отечественной войны 1812 г. Конкурс привлек многих видных инженеров и архитекторов, но его участники по-разному подошли к решению поставленной задачи.

 

В проекте, разработанном группой авторов (инженеры Г; Г. Кривошеин и И. Г. Александров, архитектор Е. И. Константинов) под общим художественным руководством архитектора В.А. Покровского, отразилось восторженное увлечение мотивами древнерусского зодчества, столь характерное для творчества Покровского, выступившего в конце 1900-х гг. в числе лидеров неорусского направления. Мост был спроектирован каменным, четырехпролетным, его устои предлагалось декорировать башнями в духе русской архитектуры XVI — XVII вв.

 

Другой конкурсный проект, предложенный петербуржцами — инженером Г. П. Передернем и архитектором И. А. Фоминым, предусматривал строительство трехпролетного арочного металлического моста. Мост был решен в современных конструкциях, но его трехпролетная арочная композиция повторяла очертания мостов, возведенных в XIX в. вблизи Кремля.

 

Оформление моста было задумано в традициях русского позднего классицизма 1820-х — 1830-х гг. В рисунке перил были использованы традиционные для той поры мотивы: щиты, пики и тому подобные атрибуты воинской славы. Очень эффектно было задумано оформление въездов на мост: И. А. Фомин предложил у въездов установить на пьедесталах старинные пушки, напоминающие о борьбе с наполеоновским нашествием.

 

Разработка окончательного проекта Бородинского моста была поручена видному московскому архитектору Р. И. Клейну и инженеру Н. И. Осколкову. В принятом проекте отразились некоторые приемы и черты конкурсного проекта, предложенного Г. П. Передернем и И. А. Фоминым. Мост был скомпонован по трехпролетной схеме, пролеты перекрыты двухшаринрными стальными арками. Архитектурное оформление было решено в неоклассическом характере с использованием мотивов русской архитектуры первой трети XIX в.

 

Архитектор Р. И. Клейн дал интересную творческую интерпретацию его мотивов, создав своеобразную, оригинальную, композицию, не имеющую прямых аналогий в мировом зодчестве, но в то же время развивающую архитектурно-художественные и идейно-эстетические традиции русского классицизма.

 

Въезды на мост были декорированы с одной стороны обелисками, с другой — закругленными в плане колоннадами дорического ордера. Очертания колоннад органично сочетаются с закругленной формой устоев, трактованных как их архитектурные пьедесталы. Каждая колоннада фланкируется пилонами, над которыми расположены объемные композиции из атрибутов воинской доблести, созданные по моделям скульптора А. Л. Обера.

 

Бородинский мост, построенный в 1912 г., явился важным моментом в эволюции творческой методологии русских мостостроителей. В нем техническое совершенство гармонично сочеталось с архитектурной законченностью и выразительностью. Архитектурно-художественный образ сооружения вызывал сложные, многогранные эмоциональные и смысловые ассоциации. Таким образом, возведение моста решало не только утилитарно-транспортную задачу, но и задачи иного — идеологического, мемориально-патриотического характера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *