Храм в Сурх-Котале

Храм в Сурх-Котале

Французский археолог Д. Шлюмберже своими раскопками на холме Сурх-Котал в долине реки Кундузоб, в 12 км от города Баглана (Северный Афганистан), открыл остатки храмового комплекса, который стал предметом исследования начиная с 1951 г.

 

Обнаруженные здесь надписи позволили датировать его временем царя Канишки — эпохой расцвета Кушанского царства.

 

Сравнительный анализ планов храмов огня ахеменидских и сасанидских эпох и храма в Сурх-Котале, а также наличие двухметрового слоя золы в помещениях башни 8 убеждает Д. Шлюмберже в том, что открытый им памятник не что иное, как остатки храма огня.

 

Храм расположен на холме, господствующем над прилегающей равниной, в границах города Баглана, остатки стены которого граничат с западной стороной храма. Восточный склон холма высотой 75 м образует четыре площадки, соединяющиеся лестницами, ведущими к храму.

 

Храм (периптер) поставлен на стилобат и главным фасадом обращен на восток. Квадратное святилище (5 X 5 м) окружено обводным коридором, стены его из сырца, до 3 м толщиной.

 

Двор с южной, северной и западной сторон огорожен толстыми стенами П-образного очертания, вдоль стен с внутренней стороны тянулась колоннада, где обнаружены раскрашенные глиняные статуи.

 

Храм в Сурх-Котале

 

Стена двора явилась архитектурным фоном для храма, находящегося в центре композиции. Южная часть двора застроена малым храмовым комплексом, который развивается за пределами стены, органически связанной с главным через арочный проем в стене.

 

При ближайшем рассмотрении плана памятника возникают некоторые вопросы.

 

  1. Каково было функциональное назначение П-образной в плане стены, исключительно большой толщины (от 4 до 6 м), с одиннадцатью башнями?
  2. Почему в девяти башнях из одиннадцати устроены помещения, а в башнях по торцам южной и северной стен их нет?

 

Правители Кушанского царства, будучи буддистами, вполне лояльно относились к другим религиям; не исключено, что Канишка и его окружение даже поддерживали жреческие сословия огне и звездопоклонников, а храм в Сурх-Котале мог быть пантеоном богов астрального культа и священного огня.

 

Архитектура храма в Сурх-Котале — это сплав зодческого искусства Востока и Запада, представленный восточным эллинизмом. Если здание храма, окруженное колоннадой, представляло собой периптер, напоминающий архитектуру древней Греции, то архитектурная символика, вероятно, могла отражать восточную традицию.

 

Скорее всего храм был:

  1. Архитектурный памятник на Сурх-Котале, вероятно, был храмом-пантеоном астрального культа и огнепоклонников.
  2. Необходимость постоянных астрономических наблюдений, ставших традицией для служителей храмов классического Востока со времени шумерской цивилизации, была такой же настоятельной и в эпоху Канишки: в это время тоже пользовались и астрологией, и календарной службой. Для астрономических наблюдений была создана специальная площадка на верху толстой стены П-образной конфигурации, возвышающейся над храмовым комплексом.
  3. Соразмерности сооружения представлены простыми отношениями малых величин и геометрическими построениями.
  4. Жрецы — зодчие храма в Сурх-Котале принадлежали к людям науки, сведущим в математике и астрономии.
  5. Храм в Сурх-Котале — замечательный образец культового монументального зодчества, выразительность которого была усилена размещением комплекса на холме 75-метровой высоты, который доминировал над городом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *