Строительство арочных мостов в России

Арочные металлические мосты на железных дорогах в 1860-х — 1890-х гг. почти не применялись, но на шоссейных дорогах было построено несколько мостов такого типа.

 

Напомним, что мосты с деревянными арками из гнутых брусьев и с каменными опорами широко использовали в России в 1820—1850-х гг. и поэтому с переходом к металлу в дорожных мостах продолжали довольно охотно применять арочные системы.

 

Железные арки, впервые примененные в 1850-х гг. при сооружении нового Большого Каменного моста в Москве, затем встречаются в ряде шоссейных и городских мостов. В их числе — Ольгинский мост через Терек в г. Владикавказе на Военно-Грузинской дороге (1863 г., четыре пролета по 25 м), мост через Западную Двину в Витебске на Киевском шоссе (1885 г., четыре пролета по 45 м), Варшавский мост в Петербурге на пересечении Измайловского проспекта с Обводным каналом (1869 г., пролет около 20 м).

 

Деревянные арки Москворецкого моста, построенного в 1830-х гг., сгорели в 1870 г. и были заменены железными. А в 1881 г. р. Москву пересек трехпролетный арочный Устьинский мост. В 1880-х — 1890-х гт. было построено еще несколько арочных шоссейных мостов: через р. Мшагу на Новгородско-Псковском шоссе, у водопада Иматра (ныне территория Финляндии, 1893 г., пролет 36 м), через р. Сочи на Новороссийско-Сухумском шоссе (1898 г., два пролета по 34 м) и др. Были предприняты попытки использовать арки из гнутых рельс для строительства легких путепроводов — в частности на станции Рославль (1878 г.).

 

Наиболее значительным арочным мостом в России XIX в. был Литейный мост в Петербурге — второй по времени постройки металлический мост через Неву. Он был сооружен в 1875—1879 гг. по проекту и под руководством инженера А. Е. Струве.

 

Литейный мост состоял из шести пролетов. Разводной пролет с поворачивающимся вбок крылом находился у левого берега, а остальные пять арочных пролетов составили симметричную композицию Пролеты арок равномерно увеличивались от берегов к центру реки по мере возвышения проезжей части над водой, образуя красивый ритмический ряд; постоянство соотношения во всех пролетах способствовало цельности композиции.

 

Лаконичные массивы быков, облицованные гранитом, подчеркивали шаг железных арок и эффектно оттеняли их стройность. Быки завершались небольшими площадками в уровне тротуаров. Таким образом, в композиции моста были использованы приемы, выработанные еще в первой половине XIX в. и примененные, в частности, в композиции Благовещенского моста в Петербурге, хотя пролеты нового сооружения, достигающие 75,4 м, намного превосходили пролеты старых чугунных мостов Петербурга (наибольший пролет Благовещенского моста был равен 46,8 м.

 

Умелое использование технических возможностей железных конструкций в сочетании с классицистической ясностью композиции способствовало тому, что Литейный мост органично вписался в облик города, стал одним из важнейших компонентов его речной панорамы.

 

Интересным произведением архитектуры своего времени в жанре «малых форм» являются перила Литейного моста, исполненные по проекту архитектора К. К. Рахау. Их композиция повторила по общему замыслу перила Аничкова и Благовещенского мостов, но была более сложной и вычурной, что отвечало общему характеру стиля гражданской архитектуры того времени. Лейтмотив композиции перил — изображение русалок, поддерживающих картуш с гербом Петербурга; сочетание аллегорий водной стихии с гербом города символизировало постройку моста.

 

Литейный мост проектировался с тщательным учетом архитектурных требований, и в этом отношении он занимает особое место в истории русского мостостроения последней трети XIX в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *