Мост Васко да Гама (Вашку да Гама, как его называют португальцы) – особое сооружение, известное всей Европе. Он построен чуть севернее Лиссабона – столицы Португалии – между двумя берегами реки Тежу. Сооружение соединяет Лиссабон и города Алкушет и Монтижу.

Длина моста Васко да Гама – более семнадцати километров (17,2 км). Из них около 10 километров приходится на основную часть моста, а оставшаяся длина – на выездные и въездные дороги.

Сооружение было возведено за восемнадцать месяцев, примерно столько же времени ушло на разработку проекта. Подготовка к строительству моста бала начата в 1995 году, а открыт он был 29 марта 1998 года.

Мост Васко да Гама фото



Всего на мосту предусмотрено шесть полос для движения, с каждой из которых открывается великолепный вид: живописные берега, водная гладь, лазурное небо и сам мост, уходящий в бесконечность. Если поток автомобилей за сутки достигнет 52000, число полос может быть увеличено до восьми. Проект предусматривает, что всего за сутки мост способен пропускать сто тридцать тысяч машин.


История

Проект моста разработан таким образом, чтобы воплотить в реальность необычное решение – вантовое сооружение, постепенно переходящее в виадук. Форма конструкции нестандартна, так как ее вантовая часть расположена перпендикулярно к берегу, а виадук – параллельно.

конструкция моста Васко да Гама фото

Работы по строительству были проведены за полтора года. Задача перед рабочими стояла нелегкая. Труд лучших инженеров и строителей оказался не напрасным: мост Васко да Гама в Лиссабоне способен выдерживать землетрясения с силой толчков более восьми баллов. Кроме того, он не боится порывов ветра, способных достигать 250 км/час.

Технические особенности и освещение

Техническая особенность моста – его кривизна, вызванная неровностью дна. Автор проекта подумал и о прочности сооружения – двухметровые в диаметре сваи вбиты в речное дно почти на сто метров. Мост расположен далеко от противоположного берега, благодаря чему местность осталась нетронутой и сохранила свою естественность.

фотография освещения на мосту Васко да Гама

Освещение спроектировано таким образом, что свет от ламп не попадает на гладь реки и не влияет на природную экосистему.

Основное предназначение моста – снизить нагрузку на другой мост Лиссабона – подвесной имени 25 апреля.

Внешний вид

Мост Васко да Гама в Португалии органично дополнил природный пейзаж. Благодаря белому цвету он похож на сказочное видение. Мост выглядит эстетично, изысканно, но при этом сочетает в себе практичность и прочность.

мост Васко да Гама - фото внешнего вида

Мост разбит на три секции. Одна из них – наводная двенадцатикилометровая часть. Две другие – виадуки-путепроводы. Мост Васко да Гама - самый длинный в Европе, поэтому разделен на несколько участков:

  • Главный мост с боковыми участками – его длина достигает 829 метров.
  • Центральный виадук из восьмидесяти секций протяженностью 6,3 км.
  • 488-метровый северный виадук.
  • 12-секционный виадук «Экспо», растянувшийся на 672 метра.
  • Северные подъездные пути.
  • Виадук на 84 секции и южные подъездные дороги.

фото пилона моста Васко да Гама в Португалии

Железобетонные пилоны имеют Н-образную форму и возвышаются над водой на 160 метров.

Раньше местность рядом с мостом была отведена под портовые склады, фабрики, многие из которых были заброшенными. Место было вовсе не предназначено для семейных прогулок и романтических свиданий. Сегодня же уютная зеленая набережная у моста является едва ли не любимым местом для прогулок жителей Лиссабона, а район застроен элитной недвижимостью.

Эксплуатационные особенности

Срок эксплуатации сооружения рассчитан более чем на сто лет. Так как мост строился на частные средства, компания Lusoponte, финансировавшая строительство, получила концессию на сорок лет и право собирать плату за проезд по мосту. В 2008 году проезд по мосту на север Португалии и в столицу стал платным: для легковых автомобилей – 2,25 евро, для грузовых – 10,1. А вот за передвижение на юг страны плата не взимается.

фотография дорожного полотна на мосту Васко да Гама

При нормальной погоде по мосту можно передвигаться со скоростью 120 км/час, на отдельном небольшом участке - 100 км/час. В дождь действует ограничение - 90 км/час.

Туристам рекомендуют быть особенно аккуратными при посещении моста в ночное время. С самого открытия мост облюбовали португальские стритрейсеры, которые ездят по мосту на очень высоких скоростях, соревнуясь между собой.

Открытие моста

29 марта 1998 года в день открытия на мосту был накрыт праздничный стол с угощениями, вкусить которые могли все желающие. Длина стола составила 5 километров, за ним уместилось более 15 тысяч человек. Такой масштаб празднования неудивителен – этого дня ждали не только жители Португалии, но и всей Европы. В честь праздника гостей угощали португальским блюдом из фасоли и мяса, которое называется фейжоада. Повара приготовили огромную фейжоаду, данные о которой были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Движение по мосту было начато через неделю после открытия.

Как добраться

мост Васко да Гама с фуникулера фото

Добраться до моста Васко да Гама можно:

  • На метро – ближайшая станция Moscavide.
  • На автомобиле – по трассе E1 в сторону A1 Norte.
  • На автобусе – маршруты 431, 432 и 437, которые отправляются от вокзала Gare de Oriente.
  • Пешком – по набережной Парка Наций. Мост закрыт для пешеходного движения, но под опорами моста (со стороны Лиссабона) есть парк, прогуливаясь в котором, можно рассмотреть величественную конструкцию.

Мост можно рассмотреть и с фуникулера. Для этого нужно добраться до Лиссабонского океанариума, от которого канатная дорога ведет до Башни Васко да Гама. Вам откроются поистине захватывающие виды на мост.

Интересные факты

  • Открытие моста было назначено на дату 500-летней годовщины открытия мореплавателем Васко да Гама морского пути из Европы в Индию (1498 год).
  • При строительстве моста инженерам пришлось учитывать шарообразную форму планеты. Если бы они этого не сделали, разница в высоте между южной и северной частью моста составила бы восемьдесят сантиметров.
  • Строительство моста было поручено четырем компаниям, перед каждой была поставлена своя задача, которую они успешно решили. Над возведением моста трудилось 3300 рабочих.10 апреля 1997 года с высоты более 40 метров сорвалась строительная люлька, в результате чего при строительстве моста погибло 11 человек.
  • На строительство моста из бюджета Португалии не было выделено ни цента. Стоимость моста составила более 1 млрд долларов.