Михайловский мост в Тбилиси

Михайловский мост в Тбилиси

Наиболее крупный каменный мост середины XIX века на территории СССР — Михайловский мост через р, Куру в Тбилиси, построенный в 1848—1857 гг. Первоначальный проект, составленный инженером Скудьери в 1847 г., предусматривал пересечение русла Куры тремя пролетами по 32 м.

 

Боковой рукав предполагалось перекрыть одним 32-метровым пролетом с коробовым сводом, что и было исполнено. Русловую часть моста скомпоновали иначе — из пяти пролетов по 18,6 м со сводами полуциркульного очертания. Равные размеры пролетов композиционно согласовывались с горизонтальной линией проезжей части. Мост был построен из кирпича, а лицевые поверхности быков и архивольты сводов облицованы камнем.

 

В конце 1950 — начале 1960-х гг. мост был капитально реконструирован по проекту инженера Г. Н. Карцивадзе и архитекторов Ш. Д. Кавлашвили и Г. В. Мелкадзе. Ширину моста увеличили с 11 до 26 м. При этом были максимально использованы старые части моста. Опоры расширили в обе стороны от продольной оси моста и на них оперли новые железобетонные своды, возведенные рядом с сохраненными кирпичными сводами старого моста.

 

Фасады моста облицевали светло-желтым известняком, а нижние части быков — серым базальтом. Левый пролет моста стал путепроводом: под ним проходит магистраль, проложенная вдоль набережной.

 

Реконструкция моста может служить образцом тактичного отношения к перестраиваемому сооружению. Силуэт старого моста — массивный, обладающий своим особым, индивидуальным характером, — стал одним из традиционных элементов панорамы города, и авторы проекта реконструкции поступили совершенно правильно, сохранив в общих чертах прежний абрис моста, вносящий необходимое разнообразие в ансамбль мостов Тбилиси, сформировавшийся к 1970-м гг.

 

Входящий в состав данного мостового перехода однопролетиый кирпичный мост, некогда пересекавший боковой рукав Куры, после засыпки этого рукава и прокладки вдоль Куры новой транспортной магистрали превратился в путепровод.

 

Вдумчивое, исполненное должного уважения отношение зодчих наших дней к архитектурному наследию — одно из важных достижений социалистической культуры, современной архитектурной науки и практики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *